dvd проигрыватель
МЕНЮ
DVD ПРОИГРЫВАТЕЛИ

Реклама


Rambler's Top100







DVD-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ: ДЕШЕВО ИЛИ ДОРОГО?

Как часто, стоя у прилавка магазина, вы переживаете внутреннюю борьбу, когда не можете выбрать между недорогим многоформатным проигрывателем и моделями отдельных DVD- и CD-плееров? Мы предлагаем вам две полярные концепции, две системы аргументации "за" и "против".

Формат DVD "вырос" из компакт-диска. Целью создателей формата было не просто сохранение большого объема качественной аудио- и видеоинформации. Их привлекала сама перспектива расширения полосы частот и увеличения частоты дискретизации (частоты, на которой, собственно, работает цифро-аналоговый преобразователь), что позволяет сделать звучание более естественным. Было ясно, что такой формат имеет большие перспективы.

Однако увеличение рабочей частоты цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), так сказать, - палка о двух концах. Производители DVD-плееров идут на риск, стремясь еще больше оторваться от аналоговых средств по ширине диапазона частот и одновременно обеспечить посредством более точного декодирования звучание, столь же приятное для слуха, как и "аналоговое". С одной стороны, до слушателя доносится больше информации. Но с другой стороны, на "оголяющейся" таким образом полосе частот порядка 10 Гц - 100 кГц звук будет подобен экспрессу, который мчится через прерии. В классическом вестерне такой поезд подвергается налету и разграблению. В случае аудио "налетчики" - это всевозможные искажения. В общем, то же самое справедливо и для видеоданных, ведь видео-ЦАП работает в очень высоком мегагерцовом диапазоне частот.

DVD-video проторил путь другим форматам: DVD-Audio (DVD-A) и Super Audio CD (SACD). Таким образом, цифровое аудио превратилось в азартную игру с большими ставками, и кто не рискует, тот не выигрывает.

Именно поэтому индустрия начала с пропаганды SACD. В нем на диск записывается не абсолютные значения цифровых отсчетов сигнала, а то, чем отсчет отличается от предыдущего. Специалисты называют такой метод "дельта-модуляцией" или DSD. "Побитные" аудио-ЦАП (обозначаемые как 1-bit Bitsream, PEM DD, legato linear) уже снискали себе неоднозначную славу у слушателей CD, зато очень даже устроили производителей. Некоторые пользователи жаловались на неестественный характер такого звука, а вторые аргументировали свою позицию тем, что однобитные декодеры вместо сложной матрицы "классического" ЦАП используют схему из электронного коммутатора и конденсатора, что позволяет их совершенствовать до приемлемого уровня.

Ваш выбор декодера
Как и в CD-проигрывателях, в DVD применяется два вида аудиодекодеров ЦАП. В некоторых из бюджетных моделях DVD-плееров используются 1-битные ЦАП. Что в них особенного? Представьте себе актера, который по слогам и без выражения зачитывает вам Шекспира. Даже если исполнитель будет стараться, смысл и эмоциональная окраска распространенных предложений останутся нераскрытыми. Примерно это и происходит, когда производитель "напрягает" 1-битный ЦАП и заставляет его работать очень-очень точно. В этом случае в спецификации принято писать что-то вроде: "1-битный ЦАП с 24-битной точностью". Но для 1-битного ЦАПа такая точность - почти непосильная задача.

Второй тип декодера - дорогой и сложный "многобитный" ЦАП. В большинстве случаев это чипсет легендарной американской фирмы Burr Brown или его упрощенная лицензионная версия. Burr Brown "проглатывает" по несколько "слов" одновременно и поэтому заведомо превосходит любой "улучшенный битстрим". Вот когда можно услышать и кожей прочувствовать звучание не только разных форматов, но и разных способов записи и кодирования данных, оценить специфику подхода разных студий и даже разных заводов-изготовителей дисков! Как убедиться в наличии именно такого ЦАП в проигрывателе? Разумеется, по указанию в спецификациях. Чем-чем, а чипом Burr Brown разработчик непременно будет хвалиться! Приготовьтесь к тому, что таких плееров на рынке - немного, а их цена весьма велика.

Таков главный, но далеко не единственный аргумент, призванный повлиять на ваше решение. Будем считать, что счет открыт: 1:0 в пользу дорогой покупки.

"Аналог"! Не сбивай "цифру" с толку
Проигрыватель DVD состоит из следующих устройств: источника питания (трансформатора и конденсаторов-емкостей), вращающего механизма и считывающей оптической лазерной головки, тактового генератора и схем контроля и фильтрации цифровых данных, цифро-аналогового преобразователя или декодера данных, опционного многоканального surround-процессора, аналоговой электроники по повышению и подготовке выходящего сигнала, набора разных аудио- и видеовыходов, включая 6- или 8-канальный аудио и компонентный видео.

Таким образом, DVD-плеер - сложное и высокоточное устройство, работа которого к тому же серьезно осложняется сугубо эстетическим качественным фактором: аппарат обязан не просто точно воспроизводить информацию с носителя (диска), но и непременно нравиться. Иначе его нельзя будет "потреблять".

Как только на первый план выходит столь капризная субъективная категория, наука оказывается бессильной, а художники-дизайнеры, наоборот, начинают активно действовать, зачастую наперекор науке. В борьбе и единстве этих противоположных подходов временами рождаются шедевры.

Формально считается, что, если сигнал обрабатывается в цифровом виде, то при этом он подвергается гораздо меньшим искажениям, чем в аналоговом. Но это именно та самая "прерия", где разгуливают "грабители поездов". Цифровые искажения изучены плохо, они менее заметны и менее приятны, чем "привычные" аналоговые искажения. Звуковая волна, родившаяся из такого сигнала, может восприниматься на слух неестественно, хотя технические характеристики будут на высоте.

Цифровая технология победила аналоговую благодаря своей рациональности. Чип 7х100-ваттного многоканального цифрового усилителя мощности сегодня умещается на ладони. Однако полностью цифровой тракт пока еще характерен главным образом для очень дорогих систем, их цена может зашкаливать за $50 000.

В середине нашего "матча" счет, пожалуй, сравнялся. После покупки дешевого DVD-плеера вы не окажетесь обобранным до нитки, а надежность и простота при этом будут гарантированы.

Где мой бесплатный сыр?
Легко представить себе конструкцию проигрывателя массовой категории - это наверняка один общий небольшой корпус, в котором разные узлы объединены. В лучшем случае под крышкой вы увидите 3-4 раздельные секции. Задача этого аппарата - воспроизводить все популярные форматы с "проходным" (усредненным) качеством и радовать пользователя разнообразным набором функций за небольшую цену. Однако совместить все в одном чипе трудно. Иногда подобные плееры не реализуют качества звучания или изображения новых режимов и форматов - HDCD, SACD, прогрессивную развертку кадра. Вместо этого один универсальный чип распознает и раскодирует такие форматы и "вынимает" из них лишь "ограниченное", усредненное качество аудио и видео. Характерные нюансы воспроизведения материала, ради которых новые форматы и изобретаются, чип оставит в покое. В самых дешевых моделях проигрывателей подобное может случаться сплошь и рядом. Это не мешает разработчикам заявлять о такой "способности" с помощью определенных значков-логотипов на лицевой панели аппарата. Сие можно расценивать двояко: как бесплатный бонус в дешевом классе или же как недоработку и ввод народа в заблуждение.

На несколько долларов больше
И снова параллель с вестерном. История проигрывателя DVD напоминает приключения ковбоя, с публичным куражом, шальным обогащением, пальбой по мишеням и любовными романами.

Основной медиум системы домашнего кинотеатра, DVD-проигрыватель начал широко продаваться с середины 90-х. Несколько лет спустя появился и полноценный цифровой многоканальный surround-режим. В 90-х параллельно шли две тенденции - совершенствование конструкции CD-проигрывателя и активное продвижение продукции Голливуда под знаменем домашнего кинотеатра с соответствующим сертификатом качества THX. Генератором идеи, разумеется, выступила Америка, исполнителем - Китай (и Япония), а полигоном - Европа.

DVD-плеер почти сразу же стал относительно дешевым, вернее, общедоступным, массовым, модульным и предельно оптимизированным. Все масштабные и дорогие наработки CD-проигрывателей были отброшены. Вместо исключительно стабильного увесистого механизма и дорогих схем по борьбе с джиттером (неравномерностью считывания цифровых данных) появились простейшие схемы, введенные в универсальный чип. Производители намеренно затормозили внедрение всех этих новшеств, разбив процесс на этапы и надеясь спровоцировать смену пользователем "парка" техники и носителей каждый год-два. Фирмы звукозаписи и кинокомпании тоже обязались не форсировать события. Парадокс состоял в том, что индустрия недорогой аппаратуры стала "оглядываться" на верхний сектор.

Американские инженеры Роксбург и Хейглин основали компанию EAD (ее название является аббревиатурой от английского словосочетания, которое можно перевести как "просвещенный акустический дизайн"), которая объединила high end audio и digital video. Краеугольным камнем компании стало разделение проигрывателя на блоки, к каждому из которых был применен принцип: наилучшее качество любой ценой.

Профессионально-студийные и поточно-массовые производители первым делом "снимали" эту роскошь слой за слоем, оставляя необходимый "скелет" для своих собственных упрощенных "народных" моделей. Так повелось начиная со второго поколения проигрывателей DVD. Установился порядок: сначала Sony, Philips, Matsushita, Pioneer, Toshiba, Sanyo, Thomson объявляют новый стандарт, затем Warner, Columbia, MCA генерируют порцию фильмов, потом разработчики high end создают эталонные максималистские образцы, по которым, наконец, штампуются упрощенные модули и собираются однотипные массовые изделия под различными марками.

DVD-проигрыватель (а потом и рекордер) легко преодолел технические расхождения между Америкой и остальным миром (разное напряжение питания сети, разные системы изображения, разные требования по разрешению). Но Америка, выпустив зверя из клетки, создала новую проблему для своей кино- и аудиоиндустрии. Статистика прошлого года демонстрирует повсеместное 5-кратное падение посещаемости кинотеатров и спроса на "чистое" аудио. 90% российского и не менее трети мирового рынка заполнено пиратской продукцией. Америка запаниковала. Причем, как выяснилось, защитный код от копирования DVD и зонирование мировых регионов можно обойти перепрошивкой чипов в устройстве каждого проигрывателя. Законодательные нормы и частные интересы фирм, этика и коррупция - все смешалось в процессе распространения DVD-формата.

Учитывая все сказанное, определить общий счет трудно. Вопрос приобретает ярко выраженный индивидуальный характер.

Аукцион среди продавцов
Ну вот, когда вы знаете подноготную формата и "железа", можно задуматься о главном. Ни один из нас не в силах устоять перед соблазном взять побольше, а отдать поменьше. Когда-то это было не просто материальной выгодой, но и своеобразным спортом, проверка себя на ловкость. Примером тому были знаменитые московские радиорынки. Но сейчас ситуация изменилась. Утомленные "челноки" и "оптовики" стали набавлять торговую наценку, чтобы жить по-человечески. Образумить поставщиков, обуздать их аппетиты сегодня в состоянии только специализированный салон с репутацией и стажем. Такой салон выживает за счет общего объема поступлений и благодаря связям с регионами.

Среди многообразия салонов можно выделить следующие категории.

Сетевые. Здесь стоит присмотреться к эксклюзивным поставщикам и к уцененным старым моделям высокой категории. Если у проигрывателя "на лице не написано" DTS, то он все равно считает ваш DVD, быть может, даже в превосходном качестве. Специализированные. Приготовьтесь к ценам порядка 1000 у. е. за полный проигрыватель или транспорт DVD, но зато это будет мраморный корпус, золотистая броня шасси, индивидуальные спецификации и практически художественная ценность изделия. В данном случае вы надежно защищены от тех "экземпляров", которые только выдают себя за эксклюзив.

Салон продаж у дистрибьютора. Здесь можно и каталог полистать, и насчет планов пообщаться, и сделать индивидуальный заказ того, что никто не собирается ввозить партией. Например, аппарат астрономической стоимости с автоматической настройкой звукового процессора на акустические системы и помещение, где они находятся, включая правильный выбор фазы, учет отражений звуковых волн от стен. В таком проигрывателе для подключения активных колонок на многоканальный выход могут быть предусмотрены кроссоверы (разделительные фильтры) особого качества: 4 порядка, крутизна 24 дБ на октаву.

На выходе
Конечно, рассматривать следует всю систему домашнего театра, а не проигрыватель в отдельности. Надо также понимать, чего вы, собственно, хотите и что можете "осилить". Простейший, бюджетный способ - разместить DVD-плеер в паре с телевизором, как некогда видеомагнитофон. Кто-то называет домашним кинотеатром добавление пары-тройки колонок к этим устройствам. На самом деле, наиболее разумный путь - подключить к проигрывателю небольшие активные колонки. Тогда вы окупите каждую копейку, заплаченную за встроенную в DVD-плеер электронику.

Рано или поздно вы придете к суперкачеству. Почему бы не накопить на первоклассный аппарат, а потом уже думать об остальном? Сопоставляя массовый продукт и эксклюзивный проигрыватель с авторской схемой цифровой передачи цвета, вы, скорее всего, остановитесь на последнем. Современная техника разработана так, чтобы потребитель лишний раз не задумывался над ее устройством. Но это не имеет ничего общего с понятиями "хорошо" или "плохо": Как там дела со счетом "матча"? Автор статьи полагает: 5:3 в пользу дорогой покупки. А к какому выводу пришел читатель?

 
 

E-mail: sales@dvd-players.ru.
Dvd-Players.ru - DVD проигрыватели и караоке